вторник, 20 ноября 2012 г.

Мрамор. Все о мраморе

Породы мрамора относятся к числу самых распространенных пород, используемых при изготовлении облицовочных плит. Мрамор образуется из известняка и других карбонатных пород под действием высоких температур и давления в результате регионального и контактного метаморфизма.

Структура пород мрамора чаще всего гранобластовая. Породы мрамора бывают полностью раскристаллизованы (собственно мрамор) или частично раскристаллизованы (мраморовидные известняки). По величине зерна различают мелко, средне и крупнозернистые разновидности мрамора. Наибольшей прочностью, износостойкостью и долговечностью обладают мелкозернистые разновидности мрамора. По однородности размеров зерен различают равномерно- и неравномернозернистую структуру; по характеру границ между зернами — мозаичную, зубчато-мозаичную и зубчатую структуру мрамора. Тесная взаимосвязь зерен обеспечивает долговечность и износостойкость пород (особенно зубчатая и зубчато-мозаичная структура). Текстура пород слоистая, массивная.

По цвету мраморы делятся на белые и цветные (розовые, желтые, серые, голубые, зеленоватые, красноватые, черные, коричневые, а также различные сочетания этих цветов - смотри расцветки мрамора на сайте). Цветному мрамору свойственно наличие прожилок, представляющих собой трещины, заполненные природными цементами. Наиболее ценной разновидностью является чистый, белый статуарный мрамор, который используется для изготовления скульптур.

Мраморные конгломераты, брекчии и конглобрекчии состоят из различных галек и кусков природного щебня, скрепленных известковым цементом; им свойственна пестрота цвета. В мраморном ониксе ценится просвечиваемость.

Породы мрамора прочны, достаточно износостойки, плотны, декоративны, хорошо обрабатываются и легко принимают полировку. Объемная масса колеблется от 2,3 до 2,6nbsp;т/м3, пористость от 0,6 до 3,3%, прочность на сжатие от 30 до 153 МПа, твердость по шкале Мооса от 3 до 4.

понедельник, 19 ноября 2012 г.

Применение мрамора в качестве облицовочного материала

О мраморе строителям известно с давних времен, поэтому он достоин названия элитного облицовочного материала. В качестве примера можно привести древнегреческие храмы богине любви Афродите, в строительстве которых использовался мрамор. Кроме этого в древней Греции бытовало поверье о том, что дом из мрамора способствует сохранению верности своему спутнику жизни, помогает сделать семейные узы крепче и родить здоровых детей. Мрамор переводится с древнегреческого языка как «блестящий камень».

Первоначально мрамору присущ только белый цвет. Однако в ходе постоянных геологических трансформаций его цвет немного меняется под воздействием растворов с другим химическим составом. Эти природные процессы придают мрамору неповторимые полосатые и пятнистые узоры на сером, розовом, синеватом, зеленом, желтом и черном фоне.

Применение мрамора

В интерьере

В создании интерьера мрамор прекрасно подойдет для облицовки полов, лестниц, подоконников, стен, а также столешниц, бассейнов и колонн. И это далеко не полный список, все зависит от вашей фантазии. А пятна, трещины и царапины на мраморе не проблема, поскольку этот материал можно легко отреставрировать, а это свойство присуще далеко не многим материалам. Например, невозможно вернуть прежний вид керамической плитке после ее использования. А мрамор без проблем. Пластиковые подоконники, которые сегодня пользуются большим спросом, буквально через несколько лет могут стать уже непригодными, а мраморные будут служить очень долго.

В экстерьере

При облицовке фасада лучше всего использовать неполированный мрамор в связи с тем, что в результате постоянного воздействия солнечных лучей он может потерять свой блеск. Не рекомендуется также использовать на улице камень ярких расцветок, так как это приведет к его выгоранию от солнечного света. С каждым годом популярность мрамора растет. В нынешнее время он применяется практически везде. По продажам пока лидируют лестницы, мраморные полы, подоконники и камины. Не остаются без своих покупателей и такие изделия из мрамора, как душевые поддоны, хаммамы, раковины, карнизы для штор, столы для шахмат и статуи.

воскресенье, 18 ноября 2012 г.

Самый разный мрамор

До сих пор словом мрамор называют разные породы, схожие меж собой. Строители именуют мрамором любой прочный, поддающийся полировке известняк. Иногда за мрамор принимают похожую породу серпентинит. Истинный мрамор на светлом изломе напоминает сахар. Благодаря примесям этот камень становится пестрым, пятнистым, муаровым, свилеватым и с жилками. Слой чистого белоснежного мрамора толщиной до 30 сантиметров просвечивает насквозь.

Залежи мрамора найдены в разных местах России. Более всего, свыше 20 месторождений, находится на Урале, но добывают камень лишь из 8 залежей. Белый мрамор получают на Коелгинском и Айдырлинском месторождениях, серый - дают Уфалейская и Мраморская залежи, желтый поступает с Октябрьского и Починского карьеров, черный мрамор приносит Першинское месторождение, розово-красный камень дает Нижне-Тагильская залежь.

На Алтае и в Западной Сибири известно свыше 50 месторождений мрамора, разрабатывают же здесь три залежи. Пуштулимское месторождение дает уникальный тонкозернистый белый с красно-зелеными прожилками мрамор. Сиренево-розовый камень получают на Граматушинском месторождении. Серо-кремовый мрамор дает Петеневский карьер. В Красноярском крае расположено крупное Кибик-Кордонское месторождение, где более двадцати разновидностей белого, нежно-кремового, бледно-розового, оранжевого, желтого и зеленовато-серого мрамора. Месторождение Буровщина в Иркутской области дает красновато-розовый крупнозернистый камень с сиреневым, оранжевым, зеленым, серым оттенками. Этим мрамором отделаны московские метростанции "Марксистская", "Третьяковская" и другие. На Дальнем Востоке в последнее время разведали и подготовили к добыче месторожде ние зеленого мрамора с разными оттенками.

Общие запасы облицовочного камня стран СНГ насчитывают несколько десятков миллиардов кубометров не менее чем с 10 тысячами декоративных разновидностей. Сейчас полностью разведано 411 месторождений при запасе в 1,36 миллиарда кубометров. Половина этих залежей разрабатываются.

На северо-западе России, в Республике Карелия, Ленинградской области и на Кольском полуострове красные и розовые граниты дают месторождения Винга, Уккомяки и Шальское. Желто-розовый камень дает Муставаар. Наиболее известно Шокшинское месторождение. Его камень использовали при сооружении саркофага Наполеона в Париже, памятника Николаю I в Санкт-Петербурге, могилы Неизвестного солдата в Москве. Завоевал признание архитекторов и строителей серо-розовый и красный гранит Кузреченского месторождения в Мурманской области. Здешний камень покупают в Западной Европе и Японии. В Ленинградской области, на Елизовском месторождении, добывают серо-коричневый камень, напоминающий знаменитый американский гранит "dacota mahogany".

Украина располагает залежами высокоценных гранитов. Наиболее известен красный камень Капустинского месторождения, который на европейском рынке называют "Rosso Santiago". В районе Кривого Рога есть залежи камня черного цвета - чернокита, который аналогичен известному черному бразильскому граниту.

Много залежей мрамора выявлено и освоено в Средней Азии. Самое мощное из них - Газганское в Узбекистане, где добывают розовый, кремовый, оранжевый, желтый, серый и черный облицовочный камень, который идентичен известным португальским, испанским, норвежским сортам.

Богата залежами мрамора Грузия. Здесь в Молити, Салиэти, в Старой и Новой Шроше добывают красный камень, не уступающий французскому и испанскому красному мрамору.

В России первым стали использовать карельский мрамор. Красивый и долговечный камень Тивдии в Карелии нежно-палевого цвета с розовыми прожилками, а также мрамор ювенского месторожде ния в Приладожье украсили многие дворцы и соборы Санкт-Петербурга. Здесь около двухсот лет назад итальянский архитектор Антонио Ринальди возвел здание, которое было сплошь облицовано 32-мя сортами мрамора, доставленного из разных концов России, а также из Финляндии, Греции, Италии. Это здание стало знаменитым и получило название - "Мраморный дворец".

В 1762 году Екатерина II поручила Антонио Ринальди, которого стали называть "мастером мраморных фасадов", строительство собора, связанного с Петром Великим. Храм назвали по имени святого Исаакия Далматского. Его день - 30 мая по старому стилю совпал с датой рождения Петра I. Здание решили облицевать разными сортами яркого олонецкого мрамора. Но стройка пошла медленно. После смерти Екатерины император Павел, недовольный задержкой, приказал спешно достроить здание в кирпиче, а оставшийся мрамор передать на возведение Михайловского замка. По этому поводу вскоре появилась эпи-грамма: "Двух царствований памятник приличный, низ мраморный, а верх кирпичный".

Александр I решил перестроить собор и предложил "изыскать средство к украшению храма... не закрывая... богатой мраморной его одежды". Строительство собора поручили архитектору О. Монферрану. Под его наблюдением возводили стены из кирпича толщиной от двух с половиной до пяти метров. Одновременно стены облицовывали красивым синевато-серым и серо-зеленым рускеальс ким мрамором из Карелии. Наружные плиты толщиной 5-6 см, а внутренние - 1,5-2 см связывали с кладкой железными крючьями - пиронами. Но рускеальский камень оказался не слишком стойким для наружных стен, и это создает немало трудностей нынешним реставраторам. Собор внутри украшен желтым итальянским мрамором из Сиены, зеленым - из Генуи и красным с темными прожилками мрамором "гриотто" из Южной Франции. Фриз исполнили из шокшинского порфира, добытого на берегах Онежского озера. Этим же камнем выложили пол между иконостасом и балюстрадой. На полу собора поверх кирпичного настила выложили огромный мраморный ковер из плит серого и зеленого цвета, добытых под Выборгом. Этот мрамор к нынешнему дню выдержал почти безболезненно 100 миллионов посетителей.

Залежи мрамора разбросаны по всему миру. В древности славился греческий мрамор из каменоломен Пантеликона к северо-востоку от Афин. Из этого камня возведены все классические древнегреческие архитектурные сооружения. Особую красоту такому мрамору придали золотисто-желтые следы выветривания. Ныне греческие залежи полностью исчерпаны.

Сейчас больше всего известен белый мрамор, который добывают близ города Каррара в Тоскане на севере Италии. Камень залегает по всему склону Апуанских Альп вплоть до самого гребня хребта. Из здешних каменоломен мрамор брали еще в Древнем Риме. Потом о них надолго забыли и вновь вспомнили в позднее средневековье и в эпоху Возрождения. Залежи здешнего чисто-белого камня кажутся неисчерпаемыми. Здесь в основном добывают молочно-белый мрамор, иногда с легким голубоватым оттенком. Встречается и чисто-белый камень, который ценят скульпторы. Великий Микеланджело искал для своих произведений особо светлый камень в разработках у Монте-Альтиссимо - самой высокой вершины хребта.

Италия и в других местах добывает белый камень, а также темно-зеленый, бело-желтый, коричнево-красный мрамор. В Австрии, возле города Зальцбург, получают "альпингрюн" - "альпийскую зелень" - мрамор темно-зеленого цвета со светло-зелеными и серовато-белыми прожилками. Австрия еще известна своим "интерсбергским мрамором" желтовато го или розового цвета. Его часто используют для наружной и внутренней отделки зданий, а также для скульптур.

"Наполеон" - такое имя у желтовато-серого и коричневого мрамора с пятнами и жилками, который добывают во Франции. Здесь получают и другие виды отделочного камня.

В Германии разные сорта мрамора дают Бавария, а также земли Гессен и Рейнланд-Пфальц.

Бельгийское месторождение Сиримонт приносит серый и черный мрамор с мелкими белыми пятнами - остатками морских лилий. Этот камень называют "бельгийским гранитом". В Швейцарии распространен "доломитовый мрамор" с мелкозернистым строением.

В Марокко, Алжире, Тунисе, Афганистане, Пакистане добывают полосатый камень нежных желтоватых и зеленоватых тонов под названием "мраморный оникс".

суббота, 17 ноября 2012 г.

Машины добывают камень

Добычу мрамора начинают после геологических изысканий, пробной разведки и вскрышных работ - изъятия верхнего почвенного слоя. Нарезку каменных блоков в первом слое выполняют баровыми машинами "Виктория". Рабочий орган агрегата - так называемый бар - стальная пластина с цепью, у которой резцы со вставками из твердых сплавов. "Виктория" режет камень в вертикальном и в горизонтальном направлениях. Для этого бар перемещают в разные плоскости с помощью привода с поворотным цилиндром. "Виктория" выполняет разрез шириной 41 мм на глубину до двух метров. Один агрегат выполняет продольный разрез, другой действует в поперечном направлении, третий подрезает каменный блок 10-12 метров длиной. Затем блок делят на части длиной два метра.

Баровые агрегаты могут действовать вместе с алмазо-канатными машинами "Надежда". "Виктория" выполняет вертикальную продольную и поперечную нарезку, а "Надежда" подрезает каменный блок. Для этого канат заправляют в щели, сделанные баровыми машинами, соединяют с помощью втулки в кольцо и надевают его на шкив машины. Канат, вращаясь с помощью шкива со скоростью 30-40 метров в секунду, подрезает каменный блок.

В более плотном массиве с помощью буровых установок "Гемма" или "Камея" делают продольные и поперечные горизонтальные, а также вертикальную скважины, чтобы они сошлись в одной точке. Затем в скважины пропускают канат и вырезают им мраморный блок.

Слева показано получение крупной глыбы с помощью баровой машины, буровой установки и алмазно-канатного агрегата. Эту глыбу затем расчленяют на мелкие блоки.

пятница, 16 ноября 2012 г.

Мрамор – материал, который актуален всегда

С античных времен и по сегодняшний день мрамор является весьма популярным строительным материалом, который благодаря своему эстетичному внешнему виду и уникальным физическим свойствам предоставляет весьма широкие возможности для его использования в строительстве и оформлении интерьеров.

По своей природе мрамор является метаморфической горной породой, которая образуется в естественных условиях из других горных пород, как осадочных, так и возникших в ходе извержения вулканов, под воздействием особых экстремальных условий: очень высокой температуры, давления, а также особых химических процессов.

В отличие от гранита, который зачастую используется для придания грандиозности и помпезности различным общественным сооружениям, за мрамором прочно закрепилась репутация менее официального, «домашнего» камня. Из-за своей пористости, снижающей возможность данного материала эффективно противостоять перепадам температур, мрамор довольно редко используется для облицовки наружной поверхности зданий. Зато изготовленная из него плитка будет просто незаменима в ванной комнате, поскольку в отличие от более гладкого гранита она не становится столь скользкой при взаимодействии с влагой и, соответственно, не создает дополнительных рисков для здоровья.

Благодаря все той же пористости мрамор значительно лучше удерживает тепло, что придает отделанному им помещению особый ни с чем не сравнимый уют, а также делает данный материал более пригодным для сооружения каминов и теплых полов в комнатах.

Из-за огромного разнообразия фактур и цветов от чисто белого до черного мрамор представляет собой уникальный материал, который в руках опытного дизайнера с фантазией может просто сказочно преобразить любой интерьер. Декоративная деталь, изготовленная из мрамора, будет служить практически вечно и при этом сохранит весьма эстетичный внешний вид. Мрамор придает помещению особую положительную энергетику, а также демонстрирует солидность, высокий общественный статус и хороший вкус его обладателя.

Подводя итог, можно сказать, что мрамор – этот как раз тот редкий случай, когда один материал гармонично сочетает в себе как высокие технические характеристики, так и привлекательный внешний вид. Это делает данный материал незаменимым, если нужно создать атмосферу изящества и уюта, не пожертвовав при этом ни надежностью, ни прочностью, ни практичностью, ни чем-либо другим.

четверг, 15 ноября 2012 г.

Вот вы какой, керамогранит!

Между тем битва фабрик за керамогранитный прогресс набирает мощь и силу. Не удивляйтесь, если в будущем, навестив старого приятеля, на вопрос: "Ты что, сделал подоконник из бирюзы?!" он вам поведает про удивительные свойства и достоинства керамогранита. Дизайнеры и специалисты по керамограниту сулят нам необыкновенные вещи и утверждают, что их детище ожидает великое будущее. К примеру, всевозможные имитации керамогранита под натуральный камень, под дерево и даже с тиснением под кожу!

Но это - вопрос будущего. А пока давайте попробуем разобраться, по каким же признакам можно определить, чту перед вами - керамогранит или нет?

Логично, что внешне керамогранит напоминает натуральный камень, с присущими ему крапинками, разводами, всполохами. Но керамогранит окрашен гораздо равномернее, цветные вкрапления - расположены более равномерно, чем у натурального камня. Еще одно отличие от натурального камня - на поверхности керамогранита нет трещин и крупных вкраплений другого цвета.

Строители считают, что это скорее плюс, потому что "рисунок" облицованной поверхности будет однороднее, без беспорядочных полос и пятен (чего практически нельзя достичь при облицовке натуральным камнем). Кроме этого, производится и совсем однотонный. А можно купить керамогранит под антик, с рельефной или глазурованной поверхностью: Вариантов масса - на любой, самый взыскательный вкус.

среда, 14 ноября 2012 г.

Виды керамогранита

Керамогранит выпускается нескольких видов – полированный, полуполированный и противоскользящий. При этом каждый из видов можно применять практически везде, где пожелаете. Специалисты говорят, что можно смело выбирать такой керамгранит, который отвечает вашим эстетическим представлением и материальными возможностями.

Полированный керамгранит отлично подходит для внутренней отделки в банках, ресторанах, магазинах.Но это вовсе не означает, что его нельзя применять в частных домах и квартирах: в личных целях он тоже вполне хорош и уместен. Керамгранит попроще и подешевле незаменим там, где его технические свойства важнее внешнего вида. Допустим в крупных производственных помещениях, на складах магазинов. А практически во всех крупных магазинах вы можете увидеть на полу матовый (неполированный) керамгранит. Практика показала, что это не дорого и надежно.

Противоскользящие – имеют рельефный рисунок в виде ребрышек, квадратиков и прочих неровностей. По этим плиткам можно ходить в мокрой обуви, не боясь поскользнуться. Вся вода остается в канавках, а вы ходите непосредственно по сухим «торчащим» островкам. По составу керамогранит практически не отличается от обыкновенной плитки. Но сходство этим и кончается. Потому что технологический процесс производства керамгранита коренным образом отличает его от обычной плитки.

Допустим как делают плитку. Сначала глиняную массу под давлением прессуют и затем обжигают. Сверху заливается глазурь, и плитка вновь обжигается. С керамгранитом дело обстоит иначе. В начале готовится масса из глины, смешанная с красителями, составляющая потом каменный рисунок керамгранита. Затем эта масса прессуется под очень большим давлением и обжигается при температуре 1300 о С. Понятно, что под таким сильным давлением в глине не остается никаких пор и пустот. Именно при помощи этой технологии достигается важное свойство керамгранита – его уникальная морозостойкость.

Керамогранит материал устойчивый к низким до – 50 о С и высоким до +50 о С температурам. Для того , чтобы плитка считалась морозостойкой, она должна быть внутри абсолютно плотной. Если имеются поры, то плитка очень легко набирает влагу и следовательно она становится менее морозостойкой. У керамгранита водопоглощение составляет 1% - для такого материала это ничтожные цифры. Керамгранит обладает еще одним замечательным качеством, которое на первый взгляд может показаться ненужным. Это стойкость к воздействию кислот и прочих едких веществ. Это хорошо, если вы случайно разлили краску для волос на пол или растворитель.

Еще одно прекрасное свойство – износостойкость. Через много лет керамогранит будет выглядеть как новый, потому, что этот показатель у него самый лучший. Если он сотрется, то это будет незаметно – ведь у керамогранита на всю глубину однородный рисунок.

Толщина плит керамгранита 7-30мм. Самая распространенная ширина – 9мм. Конечно чем толще, тем более прочный , но все зависит только от качества укладки.

А укладывать этот материал нужно на ровную поверхность без ям и полостей и лучше всего на специальный раствор. Хотя некоторые специалисты говорят, что для внутренней отделки сгодится и цемент.

Итак, если вам нужен супер надежный пол, или вы хотите, чтобы интерьер помещения выглядел солидно и строго – выбирайте керамогранит.

Сегодня мир материалов для строительства и ремонта безграничен, как Вселенная. Согласитесь, неплохо бы, по возможности максимально грамотно, ориентироваться во всем великолепии товаров, свалившихся на наш рынок за последние несколько лет. Вот возьмем, к примеру, плитку. Никогда и не думала справиться у продавца, какого качества эта плитка, какой обжиг она прошла - двойной или одинарный, из какой глины сделана?

Впрочем, думается, в те времена, когда наш потребитель не был особо избалован в области сервиса, продавцы вряд ли могли ответить на эти вопросы (и не знаю, могут ли сегодня?). Помнится, раньше, лет десять назад, приходя в магазин, мои родители выясняли: "Плитка есть? А какая?" Далее прикидывали, подходит ли нашей ванной имеющийся в продаже однообразно-скучный цвет и стандартный размер, и делали (или не делали) "ценное" приобретение. Теперь выбор плитки огромен и разнообразен. Но мне казалось, что и сейчас, в век товарного изобилия, альтернативы не существует: плитка - она и есть плитка. И ошиблась. Оказалось, что в начале 90-х в семействе напольных покрытий на нашем рынке появился весьма интересный персонаж - керамогранит.

Родиной керамогранита принято считать Италию, где он до сих пор носит имя "грес порчелланато" (gres porcellanato). Если перевести на русский, то оно будет звучать как каменно-фарфоровая керамика (porcellano - фарфор, gres - каменно-керамическое изделие). Надо сказать, это словосочетание очень точно отражает суть этого материала: по способу производства керамогранит похож на керамику или фарфор, а по внешнему виду - на камень (гранит).

"Крестными", которые дали "грес порчелланато" наше российское имя - "керамогранит" и пустили его в жизнь у нас, в России, как оказалось, стали специалисты итальянской фирмы "Мираж" (Mirage). Они же и стояли буквально у колыбели этого изобретения, а потом запускали его в производство.

Она же, фирма "Мираж", одной из первых вышла на российский рынок с новым материалом. А по простоте душевной во всех своих рекламах честно писали: "Mirage". Керамогранит >. Но тут случился казус: люди, торгующие керамогранитом совершенно других фирм (который, по сути, так и остался "грес порчелланато"), оценив точность определения, стали вовсю использовать название, придуманное "Миражом", не обращая внимания ни на какие авторские права. А недальновидный "Мираж" так и не потрудился зарегистрировать название. С другой стороны, может, это и к лучшему - мы и сейчас бы до сих пор вместо керамогранита в магазинах спрашивали греспорчелланату (именно это произошло у нас с сайдингом и молдингом).

Ну ладно, с именем (названием) нового материала вроде бы разобрались. А вот по поводу его происхождения у нас в стране до сих пор существуют разные мнения. Некоторые отечественные специалисты убеждены, что, мол, неправильно записывать Италию в прародительницы керамогранита . Они утверждают, что, по сути, бабушкой керамогранита надо считать "нашу" метлахскую плитку.

Полагаю, многие помнят эту небольшую по размеру неглазурованную плиточку, как правило, коричневого и песочного цветов. Вот именно ее эти специалисты и предъявляют, настаивая на российских корнях итальянского керамогранита . Главным аргументом выдвигается факт, что, мол, "нашу" метлахскую плитку уложили на Красноярской ГЭС, эдак годах в шестидесятых, когда керамогранита еще и в помине не было. В России метлахскую плитку применяли благодаря ее удивительным свойствам: повышенной морозо- и износоустойчивости. (Именно эти качества, присущие керамограниту , приводят сегодня в неописуемый восторг всю мировую общественность).

Все бы ничего, но с какой стати немецкий город Метлах вдруг переместился в Россию? Если и можно считать метлахскую плитку двоюродной прабабушкой керамогранита, то скорее уж ее зовут "фрау Метлах", но ни в коем случае не "тетя Плитка".

С другой стороны, если покопаться в анналах истории, то у каждого народа наверняка найдется некая плиточка, не уступающая по прочности и морозостойкости итальянскому керамограниту. Поэтому здесь уместнее спорить: кто первым в промышленных условиях полномасштабно развернул производство нового продукта? Так вот, доказано, что первопроходцами оказались именно итальянцы.

Вернемся к истокам. В Италии сегодня - более 300 фабрик по производству керамической плитки. Это и небольшие семейные фабрики, где расписывают плитку вручную, и гигантские промышленные монстры со сложнейшим многоступенчатым производством. В этой отрасли производства существует такая жесткая конкуренция, что фабрики, опережая друг друга, буквально каждый год обновляют ассортимент и совершенствуют технологии.

А в конце 70-х годов, когда появились более мощные прессы и печи, как раз и появился на свет "братец" керамической плитки - керамогранит. Причем сами итальянцы говорят, что вовсе не они - "счастливые родители" грес порчелланато, а, скорее, его "крестные": они усовершенствовали одну из старинных технологий и запустили в промышленное производство. Ребеночек растет, набирается сил: Только в Италии каждые четыре года производство керамогранита увеличивается вдвое, заставляя серьезно потесниться керамическую плитку. Причем его "сводные братья" народились уже во многих странах мира.

Знаете, кто сегодня лидер по производству керамогранита? Китай, представьте себе. Ему на пятки наступают Испания, ОАЭ, Тайвань. Сегодня доля керамогранита по отношению к общему количеству продаж плитки в Италии составляет 20%. Надо сказать, что пока на нашем рынке можно найти только керамогранит из Италии, Испании, Турции и нашей "сестры" Белоруссии. О существовании российского керамогранита автор не слышал.